Задержавшись дольше планируемого в Очамчыре днём ранее, мы вынуждены были перенести посещение Ткуарчала и Акармары на следующий день. Впрочем, это оказалось к лучшему - эти города заслуживают целого дня.


Ткуарчал — уникальное место — город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю части, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей сотни ступенек.
К сожалению, война 1992—1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта. Цветущий когда-то город превратился практически в город-призрак…
1▼ Тот день выдался дождливым – уже с утра шёл ливень, и мне пришлось соорудить импровизированную защиту для камеры

2▼ На въезде в город стоит скульптура шахтёра – основой экономического потенциала города является угледобыча

3▼ Только въехав в город понимаешь, что ты находишься в настоящем городе-призраке: повсюду остовы домов и промышленных предприятий. А пасмурная погода ещё больше нагнетает тоску. На фото – неработащая ткуарчальская ГРЭС

4▼ Буквально сразу мы попадаем на станцию. Вокзал в таком же состоянии, как и в большинстве других городов

5▼

6▼

7▼

8▼

9▼ Пассажирское движение на станции отсутствует, осуществляется погрузка угля, перегружаемого впоследствии на корабли в Очамчыре

10▼ Хочется отметить, что строили в советское время на редкость качественно – несмотря на 20 лет запустения и пережитую войну станция вполне подлежит восстановлению. Нужны лишь деньги и желание

11▼

12▼ Как я уже сказал, на станции осуществляется перевалка угля, добываемого абхазско-турецкой кампанией "Ткуарчалуголь". После этого груз уезжает в порт Очамчыры, откуда на кораблях уходит в Турцию

13▼ Половина станции завалена этим самым углём

14▼ Мы же осуществим стандартную прогулку по станции – здесь наша старая знакомая – паровозная колонка в отличном состоянии

15▼ Вокруг станции - скелеты промышленных построек

16▼ Такие стрелки даже в Абхазии уже не везде встретишь

17▼

18▼ Состояние ГРЭС также удручающее

19▼ В советское время в городе функционировала канатная дорога, перевозившая людей из верхней части города в нижнюю. Ныне она (кто бы сомневался) заброшена, а пара гондол так и остались висеть над городом как безмолвное напоминание о былом расцвете инфраструктуры

20▼

21▼

22▼ Идём дальше – в дальнем конце станции стоит мотриса (моторный самоходный железнодорожный вагон). Казалось бы – очередной хлам. Ан нет – передняя кабина заперта и обитаема...

23▼ Хоппер, заведённый в тупик, и впоследствии сошедший с рельсов

24▼ И за всем этим наблюдает уже второй президент республики Сергей Багапш, ныне тоже покойный...

25▼ Со станции совсем не отводится вода, поэтому она являет собою одно большое болото...

26▼ Путь в соответствующем болоту состоянии...

27▼ Но отправимся же дальше - поднимаемся выше, и с обрыва наблюдаем красивейшую панораму. На переднем плане – уникальный изогнутый железнодорожный мост через р. Аалдзгу. Рельсы на нём уже демонтированы...

28▼ Это сама река Аалдзга (в советское время носила название Галидзга)

29▼ и мост через неё

30▼ В этом месте впервые на фото появляется железный конь, который носил нас по горным и прибрежным тропам Абхазии. Это ничего что номера челябинские, здесь много машин не только с российскими, но и с европейскими номерами. Не все из них приехали сюда с согласия предыдущего владельца...

31▼ Уголь в окрестностях Ткуарчала добывают открытым способом (раньше – шахтным) и по углепроводам спускают на сортировочный пункт

32▼ Углепровод – стальная труба примерно 12 см в диаметре, по которой уголь, перемешанный с водой, под давлением подаётся из пункта А (карьер) в пункт Б (сортировочная база)

33▼ А так выглядит этот сортировочный пункт. По мне так достаточно кустарно

34▼ А не кустарные постройки снова стоят в полнейшем запустении и разрухе

35▼ Мостик хорошо подойдёт для проверки нервов. Наши выдержали))

36▼ Вновь река Аалдзга. Как раз сейчас началось активное таяние снегов в горах, и множество ручейков делают из неё полноводную горную реку

37▼ Некоторые такие ручейки выглядят очень живописно

38▼ Ну а нас ждёт апофеоз – город-призрак Акармара (по правде говоря, Ткуарчал вовсе не призрак – там были люди, хоть как-то работает промышленность)

39▼ В лучшие времена здесь жили несколько тысяч человек, сейчас осталось не более 50...

40▼ Впрочем, даже их нам повстречать не удалось

41▼

42▼

43▼ Город строили немецкие военнопленные, поэтому архитектура имеет своеобразный стиль

44▼ Многие из немцев не захотели возвращаться на Родину, и остались жить в Абхазии

45▼

46▼

47▼

48▼ Если дом жилой, то это значит что в нём живёт не более одной семьи

49▼

50▼

51▼ Это бывший кинотеатр

52▼

53▼ Это что-то вроде доски почёта – площадка перед кинотеатром

54▼ Тем не менее, какая-то жизнь в посёлке есть – об этом нам говорит предвыборная агитка

55▼ На этом наше сегодняшнее путешествие закончено. Насквозь промокшие (техника – не исключение) мы уехали обратно в Сухум, по дороге сделав ещё пару кадров: мемориал войны 1992-1993 годов

56▼ Абхазские коровы прячутся от дождя под навесом. Теперь можно хорошо разглядеть какие они худые и мохнатые))

57▼ Мост через реку Кодор и огневая точка при въезде на него

58▼ Сегодня я выкладываю первую панорамную фотографию. Её лучше смотреть в исходном разрешении. Станция Ткуарчал

На этой грустной ноте заканчивается сегодняшний фоторассказ. Честно скажу, что самый трэш мы посмотрели, дальше будет лучше и красивее.
Продолжение следует!
Навигация по поездке День 1 (Часть 1, Часть 2) | День 2 | День 3 | День 4 | День 5 | День 6 | День 7 | Бонус-пост